
Ветеринарный диплом — база для множества разных специализаций. В статье мы предлагаем обзор направлений для ветврачей рассказываем о важности правильной коммуникации с клиентами.
Введение
Сферы деятельности в ветеринарии узко специализированы, поэтому от вашего выбора зависит будущая профессия. Сменить одну область на другую возможно, но очень трудно. Например, переход от лечения мелких животных к работе с крупными — это потеря многих знаний, почти начало с чистого листа.
Перед выбором специализации ветеринарный врач должен определиться с главными аспектами. Вот что следует сделать:
1. Подумайте над целями. Где вы видите себя через пять, через десять лет? Как могут измениться самые привлекательные области ветеринарии? Как эти изменения повлияют на вас?
2. Получите хотя бы небольшой опыт в интересующих направлениях. Это лучше познакомит вас с будущей работой, чем образование и литература.
3. Далее в статье опишем несколько шагов, которые помогут успешно начать карьеру ветврача.
Выбор области, в которой вы хотите практиковать
Сначала определите, с какими животными хотите работать:
- мелкими (кошки, собаки, грызуны, рептилии);
- крупными (лошади, коровы, козы, свиньи и пр.).
Если сложно решить, вот несколько важных моментов:
A. При работе с домашними животными вы будете сталкиваться с заботливыми владельцами, которые воспринимают животных как членов семьи. Владельцы крупных животных — люди, которые часто руководствуются соображениями бизнеса.
B. С домашними животными вы будете работать в кабинете или выезжать на вызовы в квартиры. С крупным рогатым скотом, свиньями и лошадьми нужно быть готовым к работе на улице в любую погоду.
C. В клинике, специализирующейся на домашних питомцах, вы сможете уделять время каждому пациенту. Работа с животноводческими хозяйствами — другие масштабы. Вам часто придется обследовать все стадо, и времени на сближение с животными не будет.
Общая практика или специализация
Ветврачи узкой специальностью — на вершине иерархии в профессии. Врачи общей практики ценятся ниже.
Врач общей практики сосредоточен на профилактической медицине и первичной медико-хирургической помощи. Работа включает все дисциплины ветеринарной медицины, требует широкой компетенции.
Специалисты получают профессию в рамках одной дисциплины. Она требует определенных навыков, технического опыта, присутствия команды других специалистов. Этим условиям соответствует лишь небольшое число клиник. Специализированные службы требуют глубоких познаний в одной дисциплине, сосредоточенности на профессиональном развитии.
Эти направления сложно сравнивать с точки зрения знаний и навыков: специалисты более компетентны в одной области, но не очень хорошо разбираются в остальных. Есть также различия в опыте взаимодействия:
- Врачи общей практики постоянно общаются во время работы с людьми — владельцами животных.
- Специалисты обычно имеют дело с врачом общей практики, который направил к ним пациента.
Самые существенные различия — в возможностях для развития карьеры, особенно в начале пути:
Врачи общей практики могут работать сразу после получения образования в вузе. В первые несколько лет они оттачивают навыки и улучшают технику. Дальнейшая карьера — путь непрерывного развития и освоения широкого спектра дисциплин.
После вуза специалисты должны пройти дополнительный курс обучения, интернатуру и практику в резидентуре. Только после этого сдается экзамен специалиста. Длительность программы начального обучения увеличивается с четырех до пяти лет. Следовательно, в начале карьеры вы будете идти по пути научных или технических знаний.
В дальнейшем ветврач узкой специальности может выбрать одно из двух направлений:
- научная или техническая сфера;
- практика в клинике.
У общей практики и специализации разные финансовые возможности. В начале карьеры врачи общей практики зарабатывают больше, так как сразу могут выполнять задачи самостоятельно. В дальнейшем навыки специалиста могут значительно увеличить доход, и он превзойдет среднюю зарплату многопрофильного врача. Но для этого необходимо быть отличным профессионалом с большим опытом и идеальной репутацией.
Частные клиники обычно основывают ветврачи общей практики. Им помогают хорошие коммуникативные навыки, опыт в администрировании и возможность быстро заработать стартовый капитал.
Приобретение клинического опыта
На старте карьеры следует получить клинический опыт в условиях реальной практики. Он поможет составить лучшее представление о специфике работы в разных направлениях. Кроме того, запись об опыте попадет в ваше резюме, и вам будет проще устроиться на первую работу. Многие ветклиники берут на работу молодых специалистов после вуза, если они уже прошли стажировку.
Ищите возможности
Проще всего получить клинический опыт через волонтерство или стажировку. Поищите предложения и выберите те, что больше связаны с вашей будущей карьерой. Если хотите работать с мелкими животными, выбирайте стажировку в клиниках и приютах. Если вам больше нравится крупный рогатый скот, попытайтесь получить опыт такого рода. А если еще не определились, получите опыт в обеих сферах.
Действуйте на опережение
Чтобы устроиться волонтером, потребуется хотя бы краткое резюме. Напишите заявление: укажите персональные данные, академические достижения и навыки. Обозначьте сроки, в которые хотите помогать благотворительной организации. Рекомендуется предлагать не меньше трех месяцев. Следующий шаг — договориться о собеседовании с ответственным сотрудником или владельцем практики. Постарайтесь лично донести свое желание стать волонтером, в крайнем случае отправьте заявку онлайн.
Проверьте свой выбор
Лучше рассмотреть несколько вариантов и сравнить предложения. Некоторые вопросы стоит уточнить на собеседовании:
- Есть ли у организации опыт и план обучения волонтеров?
- Чего ожидают от вас?
- Каким может быть ваш рабочий график?
- Будет ли выплачиваться зарплата или возмещение расходов на поездки?
- Какова минимальная и максимальная продолжительность пребывания волонтера в клинике?
Не стесняйтесь задать любые другие вопросы, которые важны для вас.
Как правильно проходить практику
Чтобы первый опыт стал ценным, следуйте советам:
Найдите хорошего наставника. Если клиника не может выделить вам отдельного наставника, поищите его среди других работников. Задавайте вопросы и просите помощи у всех, кто свободен и расположен к общению.
Учитесь на своих ошибках. Ошибки случаются, их нужно уметь признавать. Будьте чутки к критике и концентрируйтесь на тех задачах, которые получаются у вас хуже всего. Это позволит отточить навык.
Учитесь действовать самостоятельно. Как только почувствуете себя уверенно, расширяйте круг профессиональных полномочий. Принимайте решения в неопасных для животных ситуациях, а потом обсуждайте их с коллегами.
Устанавливайте контакты с людьми из профессии. Общайтесь с другими ветврачами— новичками и людьми с опытом. Делитесь с ними идеями, просите советов. Сохраните связь с ними после практики.
Базовые правила коммуникации с клиентом
Быть хорошим ветеринарным врачом с медицинской точки зрения — одна сторона вашей профессии. К ней готовят в вузе. Но быть искусным собеседником приходится учиться на протяжении всей практики. Если у вас нет хорошего наставника, коммуникативные навыки придется развивать путем проб и ошибок.
Общение помогает укрепить доверие клиента, предлагать и продавать ветеринарные услуги, сопутствующие товары. Вот главные правила, которым нужно следовать:
Клиент — это просто клиент. У него нет ветеринарного образования, он не знает профессиональных терминов. Учитесь объяснять сложные вещи простыми словами. Попрактикуйтесь с друзьями и родственниками, которые не разбираются в вашей профессии.
Наука — на первом месте. В процессе обучения наука играет важнейшую роль. Но теперь пришло время освоить науку коммуникации. У нее тоже есть свои законы. Например, клиент не будет расположен к ветврачу, который ведет себя невежливо. Улыбайтесь, сохраняйте визуальный контакт, говорите спокойным тоном — иначе можете напугать клиента, который и так беспокоится о животном.
Мы подготовили таблицу, в котором кратко изложили, что можно и нельзя делать в коммуникации.

Убеждайте владельцев животных соблюдать ваши рекомендации
Исследования, проведенные AAHA в США и Испании, показали: низкий уровень соблюдения рекомендаций ветеринарных врачей опасен для здоровья животных и приводит к снижению доходов ветврачей.
Значение доступных рекомендаций
Одно из ключевых заключений из исследований AAHA подчеркивает: необходимо дать понятные советы. Многие ветеринарные врачи слабо представляют, что такое четкая рекомендация с точки зрения клиента. Из-за этого владелец животного может воспринять ее как неважную.
Пример неоднозначной фразы: «Мы можем сделать анализы крови и посмотреть, что в них отразится. Можем подождать несколько дней и посмотреть, как развивается состояние».
Гораздо серьезнее звучит другая рекомендация: «Лучший вариант — сразу сделать анализы крови».
Восприятие информации
Даже если клиент слышит ясные советы, он не всегда им следует. С этим нужно работать:
1) Сделайте конкретное предложение и назовите сумму расходов.
2) Объясните, почему важно действовать сразу. Расскажите о преимуществах быстрых действий и опасностях промедления.
3) Поощряйте клиента задавать вопросы. Это позволит ему разобраться в ситуации и разрешит любые сомнения.
4) Получите твердое согласие на свои действия.
Привлекайте весь коллектив клиники
Если чувствуете, что владелец животного хочет отказаться от лечения, пригласите коллег. AAHA создала модель CRAFT. Это ясная рекомендация, подкрепленная мнением нескольких ветеринарных врачей.
Чтобы модель работала, нужно:
1. Подтверждение рекомендаций. Коллектив должен подтвердить ваши рекомендации. Но ветврач, который впервые видит пациента, может засомневаться в диагнозе или методе лечения. Из-за этого уверенность клиента в том, что стратегия верна, уменьшится. Поэтому важно, чтобы в ветеринарной клинике были эффективные протоколы лечения. Их нужно разработать всей командой для разных заболеваний.
2. Наблюдение со стороны. Когда клиент согласится следовать предписаниям, его нужно поддерживать и ненавязчиво контролировать, чтобы он выполнял все рекомендации. Врачи клиники должны использовать системы управления, позволяющие напоминать клиентам о необходимых действиях.
Этика в бизнесе и ветеринарии
Ожидается, что молодые ветврачи быстро станут профессионалами, будут искусны в общении с клиентами, способны сопереживать пациентам, помнить о финансовом положении клиники и так далее. Из-за высоких ожиданий повышается уровень стресса, могут возникать психологические проблемы.
Начинающих врачей больше всего беспокоят:
- взаимодействие с трудными клиентами;
- конфликты с клиентами из-за денег;
- эвтаназия и необходимость оказывать при этом эмоциональную поддержку владельцам.
Нет волшебной палочки, которая избавила бы ветеринарного врача от сложных ситуаций, но есть несколько полезных советов:
1. Обращайтесь за поддержкой к руководителю, коллегам, друзьям. Не держите в себе гнев и боль, делитесь своими чувствами, слушайте людей, которые пережили подобный опыт.
2. Если чувствуете несоответствие между своими принципами и политикой клиники, поднимите этот вопрос в уместное время. Не нужно возмущаться, жаловаться и критиковать — стараться получить ответы на свои вопросы.
3. Не ставьте клиента выше себя. Не слишком расстраивайтесь, если он окажется недоволен вашим обслуживанием. Вы не обязаны заранее знать запросы каждого, кто заходит в кабинет.
4. Настоящая задача для молодого ветеринарного врача — научиться быть чутким, искренне разговаривать с клиентами. Это сложная профессия, в которой помогают поддержка окружающих и осознание своей миссии — помощи животным.