
Ветеринарные врачи иногда склонны фокусироваться на животных и не всегда готовы иметь дело с людьми. Но выстроенные отношения с коллегами помогут стать хорошим специалистом. В статье мы дадим несколько советов, которые помогут улучшить коммуникацию с людьми и получить признание в коллективе.
Как добиться, чтобы коллектив клиники принял вас
В этом разделе статьи вы узнаете о пяти шагах, с помощью которых можно ускорить адаптацию в новом коллективе.
1. Старайтесь заслужить уважение
Люди могут судить о вас только на основании ваших слов и действий. Они будут наблюдать за вами и слушать очень внимательно, прежде чем сформируют мнение о вас. Важно произвести хорошее первое впечатление: его будет трудно изменить.
2. Покажите интерес
Качественное обслуживание пациентов и клиентов требует отдачи от всех членов команды. Функциональные роли сотрудников отражают навыки, опыт и интересы членов профессиональной команды. Круг обязанностей людей на одних и тех же должностях в разных клиниках может сильно различаться.
Потратьте время на то, чтобы узнать больше о новых коллегах: их образовании, профессиональном опыте, обязанностях и сферах интересов. Спросите, чем вы можете помочь в оптимизации их работы, и старайтесь действовать согласно полученному ответу.
3. Спрашивайте перед тем, как делать
В каждом коллективе свои правила. Они созданы на основе приоритетов руководителей, возраста и опыта сотрудников, отношений с поставщиками и рисков для здоровья животных на локальном уровне. Эти правила могут значительно отличаться от того, что вы изучали в ветеринарном вузе. Поэтому на первом этапе нужно задавать больше вопросов коллегам. Так вы быстрее освоитесь в коллективе.
4. Просите о помощи
Новые сотрудники часто избегают просить о помощи у других людей, чтобы не показывать свои слабые стороны. Из-за этого коллегам приходится исправлять ошибки, а отношение к новичку портится. Не стесняйтесь обращаться за советом: никто не ожидает, что вы знаете абсолютно все.
5. Предлагайте помощь другим
Помогите коллегам, и они помогут вам. Но не забывайте сначала предложить помощь, чтобы ваши действия не восприняли как грубое вмешательство.
Как сказать «нет», не обидев
Умение говорить конструктивное «нет» — важный навык коммуникации. Он позволяет быть настойчивым, но не казаться конфликтным человеком. В этом разделе статьи рассказываем, как правильно не соглашаться с коллегами, чтобы не испортить рабочие отношения.
Задавайте эффективные вопросы
Вопросы позволяют понять, почему человек придерживается другого мнения. Они дают ему возможность поделиться своими знаниями, а вам — увидеть недостатки позиции оппонента.
Есть три типа эффективных вопросов:
1. Для понимания сути. Например: «Можете прояснить, к каким случаям это применимо?».
2. Для выяснения результатов и согласия с ними. Например: «Вы согласны, что нужно спросить мнение других сотрудников?».
3. Для выяснения дальнейших действий. Например: «Как мы можем обеспечить наличие необходимого инвентаря?».
Научитесь слушать
Если вы умеете слушать, люди с большей вероятностью смогут услышать вас. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам стать более эффективным слушателем:
Демонстрируйте интерес к точке зрения собеседника.
- Концентрируйте внимание на ответе.
- Показывайте эмоциональную причастность. Например: «Я понимаю, почему это важно для вас».
- Не отвечайте сразу, сначала обдумайте услышанное.
- Задавайте вопросы, чтобы лучше понять. Например: «Вы говорите, что это важно для многих клиентов. Почему вы считаете, что это относится к данному случаю?».
Ищите точки соприкосновения
Всегда полезно выяснить, по каким вопросам ваши точки зрения совпадают. Можно прийти к согласию в принципах и взглядах. Например: «Благополучие пациента — наша главная задача». Если вы найдете точки соприкосновение, это снизит напряжение и позволит быстрее найти решение.
Как разрешать конфликты
Конфликты возникают в результате профессиональных различий и стресса. Их практически невозможно избежать, но важно научиться их улаживать. Вот инструменты, которые вам помогут:
Контроль реакции. Если человек проявляет агрессию, старайтесь не подливать масла в огонь и не давать поспешный ответ. Это позволит сохранить хорошие отношения.
Выбор места и времени. Даже если конфликт произошел на глазах у всего коллектива, для его урегулирования лучше подойдет приватная обстановка. Попытайтесь выбрать тихое место для обсуждения. Будьте готовы сделать первый шаг и не игнорируйте проблему. Иначе напряжение будет расти, и это создаст сложности всему коллективу.
Умение извиняться. Начните встречу со слов «извините меня». Даже если вы не виноваты в конфликте, нужно уметь извиняться за действия, которые расстроили кого-то или привели к разногласиям. Это расположит вторую сторону к ответным извинениям.
Положительные договоренности. Всегда заканчивайте разговор в позитивном ключе. Пообещайте найти решение, договоритесь встретиться снова или привлечь к участию третью сторону.
Понимание руководителя
Понимание роли руководителя поможет вам стать более эффективным сотрудником и улучшит карьерные перспективы. В этом разделе статьи рассказываем о ролях руководителя и особенности коммуникации с ним.
Три роли руководителя
Руководитель любой клиники играет три роли:
1. Определяет и передает коллективу видение, стратегии и ценности. Он рассказывает о целях клиники, способах их достижения, подходах к работе с пациентами, клиентами и персоналом.
2. Распределяет ограниченные ресурсы клиники, принимает решение, на что потратить бюджет: купить новое оборудование, сделать ремонт или расширить штат.
3. Мотивирует, наставляет, ищет способ раскрыть лучшие качества каждого человека в команде.
Взаимодействие с руководителем
Вот четыре совета, которые помогут в рабочем общении с руководителем:
1. Старайтесь быть хорошим сотрудником, понимать, к чему стремится клиника, и помогать в достижении этих целей.
2. Знайте границы своих полномочий и соблюдайте их. Эти границы определяют уровень вашей самостоятельности, зависят от навыков, опыта, организационной культуры и практики. Вы должны быть уверены, что правильно понимаете, где начинаются и заканчиваются ваши обязанности. Если не уверены, спросите!
3. Будьте исполнительны. Выполняйте задачи так, как их видит руководство, а не по своему усмотрению.
4. Будьте частью решения, а не проблемы. Если у вас хватает опыта и полномочий, старайтесь самостоятельно разрешить сложную рабочую ситуацию, а не просто передать ее коллеге.
Контроль и мотивация персонала
Даже если вы устроились в клинику недавно, вас могут попросить проконтролировать работу других членов команды. Расскажем, как получить лучший результат от других людей.
Уважайте коллег
Неуважение к людям может проявляться по-разному:
- повышением голоса;
- угрозами, издевательствами;
- обращением не по имени;
- едкими комментариями.
Сохраняйте уважительный тон и соблюдайте профессионализм при общении с коллегами в любых ситуациях.
Давайте обратную связь
Одна из ключевых ролей супервайзера — предоставлять эффективную обратную связь (фидбэк) членам команды. Это важно для улучшения рабочих процессов. Есть много сложных психологических моделей фидбэка, но на первых этапах можно использовать популярную модель «Бургер обратной связи». Метафорически это выглядит так:
1. Сначала вы кладете «булочку-основу», в качестве которой используете похвалу.
2. Затем формируете «начинку»: детально рассматриваете действия, задаете вопросы об идеях и предлагаете улучшения.
3. В конце кладете «верхнюю булочку» с выводами и еще одним слоем похвалы.
Не критикуйте при всех
Будьте щедры на похвалу и сдержанны в критике. Если поведение коллег беспокоит вас, попытайтесь решить проблему в приватной обстановке. Руководитель не будет доверять молодому сотруднику, если тот систематически критикует коллег.
Благодарите
«Спасибо» — лучшая мотивация. Когда выражаете человеку благодарность, старайтесь говорить о конкретных действиях и объясняйте, почему они принесли пользу. Например: «Спасибо, что прошлой ночью вы задержались на работе и оказали пациенту срочную помощь. Это значительно повысило наши шансы. Спасибо вам!».
Еще один очень эффективный способ похвалы — повторить ее перед сотрудником, который занимает высокую должность.
Как поддерживать баланс между работой и личной жизнью
Ветеринарные врачи могут проводить большую часть жизни в клинике или заниматься постоянным образованием. По международным исследованиям, среди ветеринарных специалистов показатели стресса и неудовлетворенности работой гораздо выше, чем в других схожих сферах. Эти факторы могут вызывать тревожность, депрессию, приводить к злоупотреблению алкоголем*.
Молодым ветеринарным врачам полезно учитывать эту статистику и стремиться поддерживать баланс между работой и личной жизнью. Это помогает сохранять здоровье и уверенность в себе, достигать поставленных целей, положительно влияет на людей, которые живут и работают с вами.
Действуйте как профессионал
Сохраняйте профессиональную дистанцию между вами и клиентами. Четко разделяйте работу и личную жизнь. Пока вы на работе, вы всегда доступны, но вне рабочего времени становитесь частным лицом.
Не позволяйте владельцам животных звонить вам на личный номер, отправлять сообщения, обращаться к вам в супермаркете. Будьте дружелюбны, но всегда отвечайте: «Я получил ваш запрос. В данный момент я не работаю. Пожалуйста, обратитесь в клинику, чтобы записаться на прием».
Используйте тот же принцип при общении с коллегами. Кто-то из них может попытаться переложить на вас свою работу: «У вас это хорошо получается», «Мне срочно нужно уйти домой». Вы даже можете воспринять это как похвалу, но на самом деле это манипуляция. Отказаться может быть сложно, особенно в начале карьеры. Но соглашаться не стоит: это путь в «ловушку безупречной репутации». Есть риск не выйти из нее и создать угрозу для баланса работы и личной жизни.
При устройстве на работу узнайте, разделяют ли в клинике ваши ценности в отношении свободного времени, или вам нужно постоянно быть на связи. В начале карьеры можно согласиться на работу в неоптимальных условиях, накопить опыт и перейти в другую клинику.
Расставьте приоритеты
Составьте список любимых занятий и вещей, которых вы еще не делали, но хотите попробовать. Разделите список на две части — личная жизнь (семья, спорт, хобби) и работа. Проранжируйте пункты от «крайне важно» до «нравится делать»: вы получите четкую картину приоритетов. Следующий шаг — оценить время, которое вы уже тратите на эти занятия, и время, которое вы хотели бы на них тратить.
Планируйте и структурируйте
Следующий этап после расстановки приоритетов — создать план, в котором будет расписание личных и профессиональных занятий с понедельника по пятницу (субботу). Выделите время для обязанностей, хобби, отдыха и незапланированных занятий, которыми тоже не следует пренебрегать.
У вас должно оставаться время на то, чтобы заниматься чем-то новым, вдохновляющим или просто ничего не делать. Хорошая идея — постоянно держать этот план на виду или включить его в приложение-календарь для смартфона или ноутбука.
Больше двигайтесь
Работа ветеринарного врача связана с эмоциональными и физическими нагрузками. Вы можете чувствовать себя уставшим в конце рабочего дня и не представлять себе ничего другого, кроме отдыха на диване перед телевизором.
Хотя работа ветеринарного врача — не сидячая, она не гарантирует вам хорошей физической формы. По данным исследований, регулярные занятия спортом — лучший способ уменьшить стресс, компенсировать отрицательные эффекты одностороннего мышечного напряжения и нагрузки во время работы. Даже быстрая ходьба по 30−40 минут 3−4 раза в неделю обладает расслабляющим и балансирующим эффектом. Выделите некоторое время на то, чтобы регулярно отдыхать от мыслей и дышать свежим воздухом: это прекрасный способ заново расставить приоритеты и сосредоточиться.
*JAVMA, Vol 240, No. 7, April 1, 2012, Veterinarian satisfaction with companion animal visits.